1 июня 1933 года на Русском Севере в третий раз за два с половиной века начали формирование военно-морских сил
Из пяти флотов и флотилий, которые сегодня составляют Военно-морской флот России, Северный флот традиционно считается самым молодым, хотя в действительности его история, пожалуй, имеет самые давние корни. С 1996-го в качестве дня основания флота и его ежегодного праздника отмечается дата 1 июня: именно в этот день в 1933 году циркуляром Главного штаба РККА была сформирована Северная военная флотилия, которую четыре года спустя преобразовали во флот. Но с 25 мая 2014 года согласно приказу главнокомандующего ВМФ № 395 годом основания флота стал считаться 1733-й. Так что, получается, в действительности Северный флот лишь немногим младше Балтийского и всяко старше Черноморского и Тихоокеанского. Впрочем, именно как флот он все-таки действительно начал складываться лишь после 1933 года…
Почему же два года назад главком ВМФ разом сделал историю Северного флота на 200 лет богаче? Формально для этого было совершенно неоспоримое основание. Хотя русские поморы плавали в водах Белого моря и Северного Ледовитого океана испокон веков, военным флотом их утлые суденышки, конечно же, не были. Как не было в то время на Русском Севере и ни одного военного порта — базы флота. Даже после того как в 1693 году Петр I вышел из Архангельска в свой первый морской выход на построенной здесь же яхте «Святой Петр», а после повелел заложить там первую государственную верфь — Соломбальскую, северные рубежи не получили военно-морских сил. Построенные соломбальскими корабелами военные корабли переводили на Балтику — туда, где они были нужнее всего. А Русский Север удавалось оборонять от шведских притязаний и без крупных морских сил.
И только после того как 15 марта 1733 года императрица Анна Иоанновна своим указом повелела основать Архангельский военный порт, а чуть позже было приказано «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать», на Севере появился первый военный флот. Пусть небольшой, но он обладал всеми необходимыми атрибутами: собственной военной базой, штатной структурой и серьезными задачами, которые ставятся именно перед флотами. Так, в зону действия Архангельской эскадры — а именно так называлось первое штатное военно-морское подразделение России на Белом море — входили Беломорье и побережье Кольского полуострова, где строились пункты базирования (в том числе в Екатерининской гавани), береговые батареи и устанавливалось навигационное оборудование («огненная сигнализация»). Кроме того, выделялись специальные отряды судов для охраны Кольского залива и устья Двины, а в море учреждалось крейсерство.
В таком виде Архангельская эскадра просуществовала до 1862 года. Она была расформирована сразу после того, как 17 марта того же года был закрыт Архангельский военный порт. Причиной стало исчезновение военной угрозы русскому мореплаванию на Севере: все они сконцентрировались на Балтийском и Черном морях, где флоты усиливались и укреплялись, а позднее и на Дальнем Востоке. Вновь вспомнить о необходимости северного флота императора Николая II заставила Первая мировая война. Наиболее безопасным путем, связывавшим Россию с союзниками по Антанте, стали северные моря, и для их охраны 30 января 1916 года был сформирован отряд обороны Кольского залива, в который вошли минный заградитель, два вспомогательных крейсера, тральщик и транспорт. Через полгода, 2 июля, приказом по морскому ведомству началось формирование флотилии Северного Ледовитого океана с базированием в незамерзающем порту Романов-на-Мурмане — нынешнем Мурманске. По состоянию на 7 октября 1917 года во флотилии числилось 89 боевых и вспомогательных судов: линейный корабль «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг», 6 эсминцев, подводная лодка «Святой Георгий», минный заградитель «Уссури», 18 посыльных судов, 43 тральщика, 4 гидрографических судна, 3 транспорта, 8 портовых судов и ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович». Но в годы революции и Гражданской войны существенная часть этих кораблей и судов была потеряна, а из остатков в 1920 году создали морские силы Северного моря, которые два года спустя расформировали в рамках общего сокращения вооруженных сил РСФСР.
Однако уже через десять лет руководству СССР стало совершенно очевидно, что для обороны морских рубежей Советского Союза совершенно недостаточно иметь флоты только на Балтике и в Черном море. На Дальнем Востоке все заметнее становилась угроза со стороны Японии, а отправлять туда корабли можно было только двумя путями: либо по железной дороге, либо Северным морским путем. Но чтобы корабли могли пройти северными морями, они должны были получить базу на Севере, в которой их можно было бы готовить к такому трудному переходу. А создание такой базы было бессмысленным без организации при ней хотя бы флотилии.
Строительство Беломоро-Балтийского канала. Фото: the-submarine.ru
Так Россия в третий раз начала создавать с нуля Северный флот. Поскольку судостроительных мощностей, которые могли бы обеспечить постройку кораблей для нового флота, на Севере не было, корабли нужно было перегонять с Балтики — фактически идти назад по пути, которым двумя веками ранее Петр I переводил военные корабли в Финский залив. Но протащить эсминцы и подводные лодки по суше так, как тащили петровские парусники, было невозможно. И тогда началось строительство Беломорско-Балтийского канала, который и должен был стать путем переброски боевых кораблей на Север. В конце 1931 года началось строительство канала, а 17 декабря 1932 года было создано Главное управление Северного морского пути — Главсевморпуть, основной задачей которого стало обеспечение перевода кораблей и судов по северным морям на Дальний Восток. 15 апреля 1933 года приказом народного комиссара по военным и морским делам Климента Ворошилова была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН-1) для перевода из Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому озеру, Беломорско-Балтийскому каналу и Белому морю в Мурманск первого отряда кораблей. Ведь, по замыслу руководства СССР, костяк Северной военной флотилии должны были составить корабли Балтийского флота, переведенные в Кольский залив по Беломорско-Балтийскому каналу, а главной базой, как и в 1916 году, — Мурманск.
18 мая первая ЭОН-1, в состав которой вошли эсминцы «Урицкий» и «Рыков», сторожевики «Ураган» и «Смерч», а также подлодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец», вышла из Кронштадта и взяла курс на Мурманск. Вскоре боевые корабли, с которых ради уменьшения осадки сняли все вооружение и боеприпасы и даже демонтировали мачты, чтобы обеспечить проход под мостами, пересекли Ладожское озеро и вошли в порт Свирица в устье реки Свирь. Но оказалось, что по реке даже предельно облегченные эсминцы пройти все равно не могут. Тогда им под киль завели деревянные баржи, притопленные за счет всего тяжелого, что попало под руку, а затем этот балласт вручную выгрузили обратно. «Урицкий» и «Рыков» буквально всплыли над поверхностью Свири, и в таком виде их дотянули на буксире до южного берега Онеги. А подлодки, хотя их и не пришлось поднимать на баржи, пришлось вести несколькими буксирами каждую, чтобы обеспечить безопасность на свирских порогах.
Пока участники ЭОН-1 боролись с неожиданными трудностями и проходили два десятка шлюзов Беломорканала, 1 июня Главный штаб РККА издал циркуляр о формировании Северной военной флотилии. Ее первым командующим стал флагман 1 ранга Захар Закупнев — командующий отрядом кораблей ЭОН-1. Наконец, 20 июля эсминцы, сторожевики и подлодки прошли последний шлюз канала, а 5 августа вошли в порт Мурманска. К этому времени уже вовсю кипела работа по строительству первой военной базы флота в Полярном, а вскоре начались работы и в Екатерининской гавани — будущем Североморске. О том, что эта база готова к службе, 5 ноября 1933 года известил салют, который из своих орудий дал эсминец «Карл Либкнехт». Он пришел сюда с Балтики в составе ЭОН-2 (вместе со сторожевиком «Гроза» и подлодкой Д-3 «Красногвардеец»), которая началась 26 июля, а завершилась 21 сентября 1933 года.
11 мая 1937-го Северная военная флотилия приказом наркома обороны Климента Ворошилова была переформирована в Северный флот. Боевое крещение флот получил в годы Зимней войны с Финляндией 1939–1940 годов: именно его усилиями после того, как были заняты порты Лиинахамари и Петсамо, финская армия лишилась возможности получать иностранную помощь морем, а советские войска, напротив, приобрели безопасный путь снабжения. А в годы Великой Отечественной войны корабли, авиация и береговые части Северного флота совершили настоящий подвиг, не позволив немецким войскам и германскому флоту совершить то, что им удалось на Балтике и в Черном море. Неудивительно, что Северный флот, в отличие от других флотов, в течение войны увеличил свои силы по всем показателям: к 22 июня 1941 года в его составе были 15 подводных лодок, 8 эскадренных миноносцев и 7 сторожевых кораблей, а авиация насчитывала 116 боевых самолетов. В 1945 году флот располагал уже линкором «Архангельск», крейсером «Мурманск», 17 эскадренными миноносцами, 51 сторожевым катером, 45 охотниками за подводными лодками, 43 тральщиками, 56 торпедными катерами, 42 подводными лодками, 718 самолетами различных классов и 256 орудиями береговой артиллерии, а численность морской пехоты составляла 25 тыс. человек. И это при том, что североморцы взяли на себя грандиозную тяжесть по защите полярных конвоев, уничтожая надводные корабли и подводные лодки Германии, а также отбивая бесчисленные атаки немецкой авиации. За годы войны 12 кораблей, частей и соединений флота были преобразованы в гвардейские, а 47 — награждены орденами.
В 1965 году ордена Красного Знамени удостоился и сам Северный флот, ставший Краснознаменным Северным флотом. Таким образом, всего за два десятка лет Северная военная флотилия, состоявшая из девяти боевых кораблей, превратилась в могучий флот, основу военно-морского могущества Советского Союза. Но не стоит забывать, что славные традиции защиты Отечества на Русском Севере были заложены все-таки раньше, чем 1 июня 1933 года, и сыграли существенную роль в воспитании множества поколений моряков-североморцев.
27 мая 1935 года утверждён Военно-Морской флаг СССР
В 1935 году на советских боевых кораблях был торжественно поднят новый военно-морской флаг СССР. Им стало белое полотнище с узкой голубой полосой вдоль нижней кромки.В левой части изображалась красная звезда, а в правой - красные серп и молот. Флаг, хотя и был нагружен социалистическими символами, но своей расцветкой напоминал бело-синий флаг русского флота. Кроме официального военно-морского флага ВМС СССР существовал и почетный военно-морской флаг. Он представлял собой советский военно-морской флаг, дополненный в верхнем углу у древка изображением ордена Красного Знамени.
В апреле 1964 года изображения военно-морских флагов и вымпелов были уточнены. Было изменено соотношение длины, ширины и размера полосы официального флага. Статус военно-морского флага как Боевого Знамени корабля был закреплен в Корабельном уставе ВМФ СССР.