Jump to content
Guest Пресс-служба

WG:Проводка колонн в Чечне - как это было

Recommended Posts

Guest Пресс-служба

Роман Денисов прибыл в Чечню, когда там стояли три сборных автомобильных батальона от разных бригад, в том числе 22-й. Они выполняли задачи разрозненно, каждый в «своем» районе и независимо друг от друга. Это было довольно неэффективно (удалось осуществлять лишь сравнительно небольшие перевозки) и при этом очень опасно. Что там говорить, когда идет небольшая колонна, она уязвима со всех сторон. Поэтому подрывы, нападения на колонны, потери были не редкостью.


c75601cf4b798b9bb038a5b73c93d358_XL.jpg

Капитан Джораев вспоминает, что колонны вообще ходили тогда с минимальным прикрытием: «Зенитные установки с расчетами из пехоты сопровождения были всем нашим охранением. Хотя оружие это, как известно, серьезное и наиболее подходящее для горных условий — большая дальность, мощь, убойная сила и т.д. Но при нападении на колонну даже машины с установленными на них «зушками» давали всем нам мало шансов уцелеть. Продвижение любой колонны должно быть соответствующим образом обеспечено, в том числе в инженерном отношении, должна вестись разведка маршрута, прикрытие нужно из бронетехники и т.д. Но ничего этого не было, кто же будет тратить столько сил на маленькую колонну? Вся надежда на то, что как-нибудь прорвемся, доедем...»
 

Ситуация, как продолжали рассказывать офицеры, коренным образом изменилась в 2000 году, после взятия Грозного. Все три автомобильных батальона, до этого действовавших разрозненно, поставили вместе под Ханкалой. Теперь они стали выполнять задачи по перевозке сообща, в составе Центроподвоза. Формировались большие, точнее сказать, огромные колонны (например, от полутора сотен до трехсот машин). Им давали отличное охранение: через каждые несколько единиц техники — БТР сопровождения. Впереди колонны, метрах в двухстах, — сторожевое охранение на бронетехнике и инженерное обеспечение, позади — соответствующее мощное замыкание. Такую колонну обязательно сопровождали от начала до конца два боевых вертолета ми 24.
 

«В результате была обеспечена максимально возможная в тех условиях безопасность, — продолжает майор Денисов. — «Духи», естественно, опасались открыто нападать на растянувшиеся на несколько километров колонны с мощным прикрытием. Конечно, частыми были обстрелы, но в основном мелкие.
 

Хорошо были налажены разведка маршрута, обеспечение прохождения наиболее опасных участков. Могли задержать в пути, например, пока инженеры полностью не обследуют тревожащий их участок. Тише едешь — дальше будешь. При этом сам порядок построения колонны тоже был продуман с учетом обеспечения максимальной безопасности. Впереди двигались машины, загруженные вещами, продовольствием, то есть невзрывоопасными и негорючими грузами. За ними — машины с боеприпасами, а уже ближе к «хвосту» шли «наливники». Дело в том, что это самое страшное для колонны, если подрывают «наливник». По дороге растекается море огня, не проехать, начинают гореть другие машины. А сам бензовоз минут за десять превращается в спекшуюся «лепешку»... Поэтому «наливники» и ставили позади. В техническом замыкании шли эвакотягачи — это четырепять машин, предназначенных для эвакуации техники в случае, если нельзя на месте устранить неисправность.
 

Кстати, за те четыре года, что я провел в техзамыкании колонн и зампотехом, набрался такого опыта, который бы, наверное, не обрел больше нигде. Учишься быстро, когда неисправная машина стоит, колонна продолжает двигаться, а у тебя на принятие решения — минут пятнадцать: или устранять неполадку на месте, или цеплять машину тягачом. Пришел в Чечню неопытным лейтенантом, там научился характер неисправности даже на слух, по работе двигателя определять. Во всяком случае на КамАЗе и «Урале».
 

Была обеспечена не только безопасность колонн. Существенно усовершенствовалась и вообще вся схема доставки грузов войскам. Теперь полкам на передовой не нужно было отвлекаться на то, чтобы гнать на центральные базы небольшие колонны за продовольствием, боеприпасами и т.д., при этом подвергаться нападениям, подрывам, нести потери. Все военные грузы без исключения стали доставлять воюющим прямо на передовую колоннами Центроподвоза. Причем в полном соответствии с потребностями. Для этого накануне из частей на базу автомобилистов прибывали офицеры, давали заявки на топливо, боеприпасы, продовольствие и т.д. Соответственно их заявкам и формировалась колонна. По мере прохождения маршрута она «растекалась» по разным точкам, где располагались войска (прикрытие при этом оставалось мощным), потом на обратном пути вновь «сливалась», как малые горные ручьи в мощный поток.
 

Таким образом, были обеспечены и относительная в условиях войны безопасность людей, техники и грузов, и централизованная доставка всего необходимого непосредственно на позиции воюющих частей без отвлечения с их стороны.
 

В то же время плохо бывало в тех случаях, когда требования безопасности не учитывались. Роман Денисов с горечью вспомнил, как на его глазах была разгромлена небольшая колонна

Weapons-guild.com

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Если память не изменяет, то с апреля 2000 стали колонны с прикрытием ходить. Мы как раз этот месяц в составе бронегруппы колонны сопровождали. Как правило машин 60-80. Одна броня на 10-15 машин. Если честно, то в случае засады... в общем вряд ли бы мы дали серьезный отпор. Перед выездом глянешь на карту, а там практически вдоль всего маршрута выявлено передвижение боевиков. Хотя справедливости ради, стоит отметить, что нападения на колонны уменьшилось.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
(отредактировано)

Человек воплотил в жизнь требования боевого устава по совершению марша. От себя добавлю. Как бы не была защищена колонна, от подрывов она не застрахована, инженерная разведка на всегда спасает. В последствии, говорю за 2004-2006 гг., (кстати никакого центроподвоза тогда не было, из Хатуни в Ханкалу сами мотались), боевики чаще прибегали именно к подрывам, нежели к нападениям из засад. Поэтому, не менее важным моментам в организации движения колонны, является выбор маршрут движения колонны. Если это возможно, проложить его нужно по наиболее безопасным районам. При изучении маршрута, выявить наиболее опасные участки, и продумать, как их преодолевать. 

1 час назад, Пресс-служба сказал:

Роман Денисов с горечью вспомнил, как на его глазах была разгромлена небольшая колонна

На мой взгляд, причиной уничтожения колонн, является пассивность самой колонны при отражении нападения. Как правило колонна вяло отстреливалась, стоя на месте. Ни управления огнем, ни каких-то противозасадных действий. Л/с понятия не имел как действовать при попадании в засаду или при подрыве техники. Потому как тренировок с ним никто не проводил. Действовали по принципу - сели поехали. Вообще как не крути, за безопасность колонны, отвечает старший колонны. Не важно, большая она или маленькая, есть прикрытие или нет.  Центроподвоз не всегда возможен. Изучить маршрут, продумать вопросы преодоления опасных участков, организовать связь и взаимодействие, довести до подчиненных сигналы управления и оповещения, организовать тренировки при действиях по этим сигналам и др. вопросы, это все прерогатива старшего.

исправлено: Socol218

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
2 часа назад, Socol218 сказал:

Человек воплотил в жизнь требования боевого устава по совершению марша. От себя добавлю. Как бы не была защищена колонна, от подрывов она не застрахована, инженерная разведка на всегда спасает.....

В принципе и у нас так же было. Пришли к тому, что в штаты "афганских" ПО - пограничный отряд (примерно полк СА) были введены роты подвоза. Зачастую были совместные колонны с местными или армейцами до 200 машин. Проводка колонны планировалась, как боевая оперция со всеми вытекающими. Вертолетов было обычно две пары, Ми-8 и МИ-24. По маршруту движения, в самых опасных местах дня за 2/ 3 высаживали десант с занятием и закреплением на господствующих высотах или участках местности. На земле проводились частные упреждающие операции по маршруту, по данным сказочников. 

Так чтобы всю колонну уничтожили не было, основные потери подрывы, ну и обстрелы. Наливники, цистерны обкладывали углем, дровами еще чем - прикрывали от пуль. А вот инженерной разведке доставалось. С собачками бармалеи боролись с помощью толченного тротила, сыпали и собачка срабатывала на пыль/ порошок, а мины нет. Или чем-то остропахнущим обрабатывали, ей на жаре и так нездорово, а тут носоглоткой хапнет чего. 

Если что-то нужно было перебросить между колоннами и срочно, то летали ночью МИ-26.

 

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
3 часа назад, Socol218 сказал:

На мой взгляд, причиной уничтожения колонн, является пассивность самой колонны при отражении нападения. Как правило колонна вяло отстреливалась, стоя на месте. Ни управления огнем, ни каких-то противозасадных действий. Л/с понятия не имел как действовать при попадании в засаду или при подрыве техники. Потому как тренировок с ним никто не проводил. Действовали по принципу - сели поехали. Вообще как не крути, за безопасность колонны, отвечает старший колонны. Не важно, большая она или маленькая, есть прикрытие или нет.  Центроподвоз не всегда возможен. Изучить маршрут, продумать вопросы преодоления опасных участков, организовать связь и взаимодействие, довести до подчиненных сигналы управления и оповещения, организовать тренировки при действиях по этим сигналам и др. вопросы, это все прерогатива старшего.

Абсолютно верное замечание.  Могу только дополнить, что мой добрый друг  Игорь С. (который  занимался этим направлением) в ходе предварительной подготовки, запускал "информационную дурочку" о времени выхода  колонны, и о маршруте её  следования. А по ходу пьесы  "карты путались".

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Уважаемые коллеги,прочитал посты по теме и только тяжело вздохнул.Как гибли мелкие колонны с плохим охранением,как научились формировать и прикрывать колонны в конце войны.Всё по-нашему,по-русски!У нас сначала кровью и потом приобретают нужный опыт,а потом его благополучно похеривают и в случае новой нужды всё начинается по-новой.Во второй половине афгана,колонны стали проводить с наименьшими потерями,несмотря на то.что в этот период духи стали гораздо более умелыми и опытными и стало ещё больше забугорных диких гусей.При разведке маршрута устанавливались места наиболее вероятных засад и перед самым проходом колонны их очень круто обрабатывали вертушки,а иногда и грачи.Особое внимание уделялось местам,где были кяризы.Инженерка перед колонной проводилась очень тщательно и придирчиво.Если в колонне шли наливняки,то цистерны нескольких передних заполнялись водой,и когда духи начинали лупить по ним,место засады накрывалось плотным огнём.Реальные наливняки шли в хвосте колонны.Часто духам не удавалось сжечь ни одного.Через 4-5 машин шли БТРы или зушки.В хвост колонны иногда ставили Шилку(шайтан-арбу).Один раз лично наблюдал.как одна Шилка в четыре ствола просто смела засаду.В конце колонны очень хорошо оснащённое техзамыкание и санитарка,АС или,иногда даже АП-автоперевязочная,но последнее редко.И.конечно - воздушное прикрытие.Пара вертушек и,иногда, дежурная пара грачей на ближайшем аэродроме.Количество потерь в колоннах сократилось в разы.

А потом всё это благополучно забыли.Как забыли и опыт боёв в горно-лесистой и горно-пустынной местности,опыт уличных боёв,наработанный во время ВОВ.И много чего ещё.  

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
21 минут назад, flamberg сказал:

Если в колонне шли наливняки,то цистерны нескольких передних заполнялись водой,и когда духи начинали лупить по ним,место засады накрывалось плотным огнём.

С водой хорошо придумано.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Кстати о прикрытии. Колонна 245 мсп уничтоженная под Ярышмарды, номинально имело и охранение и прикрытие с воздуха. Тем не менее она была уничтожена. Не было в этом деле только выполнения охранением своих обязанностей, обученности л.с. и управления силами и средствми как самой колонны, так и прикрытия.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Еще вспомнилось, в колонне, ближе к голове шла машина "автоклуб" и по громкоговорителям транслировала на местном наречии, что колонна идет мимо  этого конкретного кишлака и если её не будут обстреливать, то и кишлаку ничего не достанется. По иронии судьбы на тэ-эс ке именно этот  "автоклуб" и подорвался.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Еще в инженерном обеспечении не раскрыто применение глушилок для противодействия подрыву по радиоканалу.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
1 час назад, Море сказал:

Еще в инженерном обеспечении не раскрыто применение глушилок для противодействия подрыву по радиоканалу.

Раскрыто где то с 200х ,но глушилки не панацея если противник грамотно подготовлен. Море вопрос  на фото ИРД в Афгане 1988 Так они действительно работали? или фото для прессы (по мне так очень маленькое расстояние между бойцами )

afganistan.jpg

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
1 час назад, ЗТП сказал:

Раскрыто где то с 200х ,но глушилки не панацея если противник грамотно подготовлен. Море вопрос  на фото ИРД в Афгане 1988 Так они действительно работали? или фото для прессы (по мне так очень маленькое расстояние между бойцами )

afganistan.jpg

На заднем плане ангары из профиля и вышка полигонная. Это учебное место по инженерной подготовке.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
30 минут назад, Drew сказал:

На заднем плане ангары из профиля и вышка полигонная. Это учебное место по инженерной подготовке.

Само фото на сайте ТАСС преподносится как афганское :cool: Да нет понятно что не кишлак даже по  полосатым столбикам из гильз на обочине Короче фото для прессы "Станьте бойцы что бы все в кадр попали ":sad:

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Пейзаж подходит, вот только с какой стороны, с нашей или не нашей? скучковались для фотографа. Место, может быть вьезд или выезд, а строение это КПП.. А может и стрльбище/ полигон и строение вышка на напрвлении. 

Ну и две собачки сразу  тут перебор, может они лучше работают когда соревнуются, но собакам жарко, языки повываливали. Одну в тень куда убрали бы, в БТР что-ли. (или под) Отпускать их далеко тоже нельзя, от местности пляшем.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
14 часов назад, Socol218 сказал:

Кстати о прикрытии. Колонна 245 мсп уничтоженная под Ярышмарды, номинально имело и охранение и прикрытие с воздуха.

Это в первую? В конце апреля 2000 там же (под Ярышмарды) была засада на колонну. Долбанули ПТУРом с противоположного края ущелья метров с 2000-2200 по БМП. И  закидали гранатами с козырька над дорогой перед самым поворотом в село (кто работал там тот представляет где это). Там потом долго это "беха" сгоревшая стояла, а ниже в ущелье под ней валялась подорванная на фугасе. Перед самым нападением на колонну, был радиоперехват. Многие еще пошутили, мол нас ждут и спустя несколько минут... Своими силами сделать ничего не смогли. Сработала артиллерия. Правда с начало (как это часто бывало) колонну в "вилку" взяли.

Когда вышел приказ, что колонны должны ходить в сопровождении, то наблюдали такую картину. Дело происходило там же в Аргунском ущелье. Идет колонна, машин 15-20 и ее прикрывает "Смерч". В то время Аргунское ущелье было зоной ответственности ВВ МВД. Не помню откуда полк стоял под Дачу-Борзой, так вот у них исправна была только одна БМП и один БТР у разведчиков. Вот и ходили местные колонны на свой страх и риск с фиктивным прикрытием.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

помнится из Ханкалы раньше выпускали без проблем - на свой страх и риск.  В середине 2000-х уже стали требовать, чтоб колонной не менее 3-х машин въезжали и выезжали. Маразм.  Доходили до того, что просто не впускали одиночную машину на территорию ВОГОиП.

А где я возьму три машины, когда у меня она одна и 10 человек подразделение? Скооперироваться с соседями не всегда удается.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Зарегистрируйтесь или войдите для ответа

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе, чтобы оставить сообщение

Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе. Это легко!

Создать новый аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Входите.

Войти

  • Тему читают:   0 пользователей

    Никто из зарегистрированных пользователей не просматривает эту страницу.

×