Jump to content
Drew

Курды, Курдистан. Проблематика.

Recommended Posts

Исторические корни борьбы курдов за независимость

Начав бороться за национальные права, курды стали обретать все большее влияние в Турции. Пик их деятельности пришелся на 1927 год, когда в этой стране была образована Араратская Республика. Тогда Турции грозил полный распад и превращение в Западный Курдистан. 

Жестоко расправившись с зачинщиками в лице видных членов курдского общества и представителей клана Бадрханидов, турки предотвратили распад собственного государства. Для большего понимания того, какое влияние курдское население оказало на судьбу всей Турции, необходимо представить общий фон борьбы курдов с турками и определить ее начало. С этой целью историю турко-курдских отношений можно разделить на несколько этапов. 

1. Присоединение курдских территорий 

Испокон веков территории с курдским населением принадлежали Ирану. После его поражения от османов в Чалдыранской битве в 1514 году огромная часть иранских земель, включая все курдские территории, кроме современного Иранского Курдистана, вошла в состав Османской Империи. Тогда это привело к первым контактам курдского населения с турками, которые заняли по отношению к нему господствующее положение. 

Период присоединения к Османской Империи курдских территорий был, пожалуй, единственным временем, когда между двумя народами не возникало национальных конфликтов. Дело было в том, что тогда курды-сунниты, освободившись от власти шиитской династии Сефевидов в Иране, полагали, что религиозная близость с новыми османскими правителями станет залогом их развития и благополучия. 

2. Начало османского господства — золотой век курдского движения 

Спустя некоторое время после установления османской власти курды поняли, что султаны проводят политику тюркизации курдского населения и, в частности, переводят своих новых подданных из шафиитской правовой школы суннитского ислама в ханафитскую. Однако тогда османы не встретили организованного сопротивления курдов, поскольку в среде курдов еще не было единства. 

В османский период курды проживали в замкнутом пространстве, ограниченном высокогорными районами Эрбиля и Диярбакыра. Ввиду особых географических условий курды были отдалены друг от друга и поэтому долго не могли создать организованного национального движения. Хотя в османский период не происходило никаких курдских восстаний, этот не означает, что курдское национальное движение отсутствовало вовсе. В это время возникли первые кружки курдских интеллигентов, а в 1898 году группа курдских аристократов во главе с Бадрхан-беком начала публикацию первого журнала под названием «Курдистан». 

Первое политическое объединение курдов тоже возникло при османах. «Партия союза и прогресса» была образована в 1889 году, ее члены были сторонниками курдского национализма. 

В 1908 году курды создали «Общество развития и прогресса Курдистана», а вслед за этим было основано общественное движение под названием «Общество распространения курдских наук». Период с 1889 по 1908 года можно назвать золотым веком курдского населения Османской Империи, потому что тогда курдская элита, используя занятость османами войнами с европейцами и рядом внутренних проблем, смогла добиться невиданных до сих пор успехов, а именно создания «Гражданского государства турецких курдов». 

3. Период восстаний: жребий брошен 

После распада Османской Империи началась вооруженная борьба курдов за свою независимость. Одним из самых известных из них стало восстание Яздашира Амир Бутана. После него в 1920 году был заключен Севрский договор, согласно которому на территории бывшей Османской Империи признавалось создание государства Курдистан. Именно это признание впоследствии стало подпитывать волю курдов к борьбе за свою независимость. Тем не менее это соглашение оказалось непрочным: три года спустя ему на смену пришел Лозаннский мирный договор. 

Именно тогда группа молодых турков под руководством Мустафы Кемаль-паши (будущего Ататюрка) взяла в свои руки командование турецкой армией, воевавшей за независимость Турции, что круто изменило будущее этой страны и проживающих в ней курдов. Ататюрк, знавший о чаяниях курдов, пообещал исполнить все их требования и таким образом заручился их поддержкой. Превратив курдское воинство в настоящую машину смерти, он разделался сначала с англичанами и арабами, а потом и греками. 

После того как Ататюрк получил власть в свои руки, все важные государственные посты заняли приверженцы кемализма. Опираясь на новый Лозаннский мирный договор, турки признали только права религиозных меньшинств. Заявляя о том, что курды якобы их братья по вере, они отказались признавать за ними статус меньшинства и ввели запрет на любые проявления национальной самобытности с их стороны. В частности, под запрет попадало использование курдского языка и ношение национальной одежды. 

Политика Ататюрка свела на нет все попытки консолидировать пантюркизм с курдским национализмом. Очевидная безнадежность этих попыток стала прологом для начала первой вооруженной турко-курдской войны в 1924 — 1939 годах, самыми значимыми событиями которой были мятеж шейха Саида Пирана, Дерсимская резня и Араратское восстание. Несмотря на то, что центральное правительство жестоко расправилось со всеми этими бунтами, оно так и не смогло положить конец недовольству курдов, поэтому «курдский вопрос» стал извечной проблемой Турецкой Республики. 

4. Период затишья и начало влияния курдов на турецкое общество 

В конце сороковых годов ХХ века партийная система Турции подверглась серьезным изменениям, перестав быть однопартийной. Это открыло путь во власть политическим силам, не согласным с идеологией кемализма. 

Политики, не согласные с курсом правительства, могли прийти к власти только через участие в национальных выборах, поэтому они начали активно добиваться поддержки курдского населения страны. Политики смогли получить немало голосов, обещая курдам определенные уступки, в частности введение ограниченного религиозного образования в средних школах, так как для курдов, придерживающихся своих религиозных взглядов, этот имело особую важность. 

Многочисленное курдское население активно заявляло о себе в ходе выборов. Благодаря этому многие политические партии проявили к ним большой интерес, что не преминуло отразиться на политической обстановке в стране. 

Курды вновь оказались в первых рядах турецкой политики в 1950 году, когда победу на выборах одержала Демократическая партия во главе с Аднаном Мендересом. Фактически, влияние курдов на политическую структуру Турции проявилось в той ключевой роли, которую они сыграли в победе Демократической партии. Оказав ей свою поддержку, курды содействовали переходу экономической системы Турции в либеральное русло, что, в свою очередь, увеличило их собственную экономическую активность. 

Вклад курдов был столь значительным, что в районах их традиционного проживания за Демократическую партию было отдано почти 90% от общего числа голосов. 

Благодаря победе Демократической партии некоторые курды стали членами национального парламента Турции и даже вошли в состав кабинета министров. Еще одним проявлением весомой роли курдов в тот период стал призыв политических кругов Турции к соблюдению прав национальных меньшинств, таких как зазы, грузины и алавиты. Входившие в состав правительства и меджлиса курды смогли подготовить почву для возвращения ранее сосланных ханов и шейхов всех национальных меньшинств Турции в свои города и села. 

5. Период коммунистической пропаганды и популярности левых взглядов в среде турецких курдов 

Шестидесятые годы прошлого века были пиком холодной войны между двумя политическими блоками Востока и Запада. Важнейшие события этой войны затронули и такие крупные страны, как Иран и Турция. С начала 1960-х годов Советский Союз запустил в Турции свою пропагандистскую машину для экспорта коммунизма, в результате чего там появились различные левые партии и организации. 

Поскольку коммунистическая идеология пропагандировала равенство, братство и борьбу с дискриминацией, советским агитаторам удалось привлечь на свою сторону значительную часть курдского населения Турции. Способствовало этому и то, что большинство турецких курдов были рабочими, поэтому в их среде коммунистические представления попали на благодатную почву. 

Распространение коммунистических взглядов среди курдов, которые, кстати, составляли большую часть населения Турции, привело к усилению левой идеологии. В результате левые силы курдов, объединившиеся вокруг Партии рабочих Турции, позволили ей занять значительное число мест в национальном парламенте. Таким образом, спустя несколько десятилетий курды добились признания собственной самобытности благодаря деятельности официальной политической партии. В действительности Партия рабочих Турции обязана своим успехам именно курдам. Видимо, именно в знак благодарности ее лидер Мохаммад Али Аслан на Четвертом конгрессе своей организации в 1969 году назвал курдов угнетенным национальным меньшинством. 

Одним из важнейших результатов этого процесса для турецкого общества стало то, что, добившись признания своей самобытности, курды подтолкнули к левым взглядам и другие национальные меньшинства страны. Продолжая оказывать широкую поддержку левым партиям, в 1978 году на базе левой идеологии курды создали свою главную организацию под названием «Рабочая партия Курдистана» (РПК). 

В том же году курды образовали один из крупнейших студенческих союзов Турции, который стал называться «Союз демократических студентов-патриотов Анкары». Таким образом, сами того не ведая, они способствовали формированию студенческого движения в Турции. 

Вслед за этим, продолжая пропаганду левых взглядов в турецком обществе, в свет стал выходить журнал «Разгари». Следует подчеркнуть, что вся эта деятельность была направлена на поддержание собственной национальной идентичности, продвижение курдского языка и отвечала основным требованиям курдского народа. 

6. Переворот 1980 года и крах надежд на единство турков и курдов 

В 1980 году турецкая армия под командованием Кенана Эврена учинила самый кровавый за всю историю Турции военный переворот. Его результатом стало то, что через два года президентский пост занял сам Кенан Эврен, который оставался в этой должности до 1987 года. Переворот привел к краху парламентского строя, в котором курды играли значительную роль, и приходу к власти «коммунистов, ненавидящих курдов», поэтому политическая ситуация в Турции стала эволюционировать в сторону национального радикализма, обострившего отношения между турками и курдами. 

Переворот 1980 года и приход к власти военных заставил курдов еще больше сплотиться вокруг Рабочей партии, в результате чего в Турецком Курдистане началась война, унесшая много жизней. Курдские объединения выступили с манифестом об образовании государства Курдистан и распаде Турции, что привело к распространению в турецком обществе идей фалангистского национализма. Провозглашая сепаратистские лозунги, курды вынудили турков взяться за оружие. В итоге в турецком обществе широко распространились идеи пантюркизма, а также национальный фанатизм. 

Однако радикализация турецкого общества была самым незначительным последствием курдского сепаратизма. Продолжая настаивать на разделе государства и самоуправлении, они перешли к террору, в том числе и с участием смертников, стали предпринимать партизанские вылазки. В ответ на это центральные власти отправили в Курдистан свои армейские подразделения, оснащенные тяжелым вооружением, что привело к еще большему числу жертв. В ответ на это курды продолжили свои партизанские атаки, а в мае 1988 года им удалось создать широкую коалицию из сил «Народного освободительного фронта Курдистана». Расширив фронт военных действий, они нанесли турецким властям такой удар, от которого трудно было оправиться. 

Именно поэтому в 1995 году в целях уничтожения РПК турецкая армия инициировала крупномасштабную военную операцию на севере Ирака, в которой приняли участие 35 тысяч солдат сухопутных войск. Тогда военным частям удалось продвинуться вглубь иракской территории на 40 километров. В результате данной операции была ликвидирована значительная часть военного потенциала курдов. 

После военной кампании 1995 года турецкая армия, опьяненная собственным триумфом, несколько лет подряд подвергала авиаударам и артобстрелам базы РПК на севере Ирака и таким образом вновь установила безопасность на части приграничной территории. В конце концов в 1999 году был арестован и приговорен к смертной казни лидер Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан. Впоследствии, однако, под давлением Европейского Союза, членства в котором тогда добивалась Анкара, приговор был заменен на пожизненное заключение, а после изменения Конституции Евросоюза смертная казнь была и вовсе запрещена в Турции. 

Арест Оджалана и согласие турецкий властей с требованием ЕС отменить его смертную казнь усилили международное давление на РПК. В результате этого в 2003 году партия в одностороннем порядке объявила о прекращении военных действий и завершила конфронтацию с центральной властью. 

7. Период переговоров и влияние курдов на радикализацию турецких националистов и оппозиционных партий 

С 2005 года начались открытые и закрытые переговоры турецкого правительства с РПК. В итоге в конце 2012 закончились многодневные переговоры с Абдуллой Оджаланом, и в дни Ноуруза (Нового года по иранскому календарю) он послал обращение к курдскому населению Турции, в котором объявлялось о перемирии между Рабочей партией Курдистана и турецким правительством. 

В послании Оджалана, написанном в тюрьме и зачитанном в Диярбакыре, крупнейшем курдском городе в Турции, значилось следующее: «Это начало чего-то нового, а вовсе не конец. Это начало новой борьбы национальных меньшинств. Пришло время, когда ружья должны замолчать, теперь слово за политикой. Пришло время объединиться против тех, кто стремится разделить нас. Народ Востока жаждет встать на совместную борьбу. Наступление Ноуруза — хорошая весть для всех нас». 

Примечательно, что послание Оджанала было распространено не при помощи курдоязычных СМИ из-за рубежа, а официальными властями страны в момент наступления Ноуруза. Его оглашение сопровождалось поднятием флага РПК в Диярбакыре, что еще больше усилило националистические тенденции в турецком обществе. 

В результате этого в отношении национального вопроса часть населения Турции стала придерживаться более радикальных взглядов. Фактически, в Турции, где целый ряд десятилетий диалог с курдами находился под запретом, начались переговоры с ними на высшем уровне, а правительство даже начало предоставлять им некоторые привилегии. В итоге некоторые представители турецкой общественности пришли к мнению о том, что их правительство, увязшее в сирийском кризисе, позволяет ущемлять национальное достоинство самих турков. 

Как бы то ни было, необходимо отметить, что важнейшим последствием заключения мира с курдами для Турции стала радикализация части ее населения и сомнение в приверженности центрального правительства национальным интересам страны. Признаки этого можно увидеть в ходе последних протестов турецкого населения против политики правительства премьер-министра Реджепа Эрдогана и Рабочей партии Курдистана. Такой расклад все больше склоняет курдов к мысли о том, что от переговоров с центральной властью не будет никакой пользы, поэтому необходимо вновь обратиться к практике вооруженной борьбы за независимость, подкрепляемой курдским национализмом.

IMG_7507.JPG

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
(отредактировано)

Ну - курды - "головная попаболь" не только Турции. Вона в Иране была целая "Мехабадская республика" - возникшая, кстати говоря, благодаря непосредственно тов. Джугашвили (Сталину) И. В. - только "ультиматум Трумэна" марта 1946 г. (с коего "холодная война" реально и началась) от отторжения Южного (иранского) Азербайджана и Иранского Курдистана Иран и спас. "Батальоны Кровной Мести Аллаха" Корпуса Стражей Исламской Революции до сих пор с ее ("Мехабадской" той "республики") отдаленными последователями воюют. Да и Иракский Курдистан - де-факто - еще с 1991 г. независимое государство.

исправлено: SergeyUA

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Новое государство на карте мира: что ждет Ирак после ИГ

В международном пресс-центре МИА "Россия сегодня" 12 мая состоялся круглый стол "Иракский Курдистан: своевременен ли референдум о независимости?". Референдум должен пройти в октябре-ноябре 2017 года. Представители курдских партий и эксперты обсудили перспективы появления нового независимого государства. 
 
В поисках багдадского вора

У нового государства уже есть органы власти и лидер — президент Масуд Барзани, управляющий курдской автономией в Ираке с 2005 года. Референдум о независимости сторонники Барзани намеревались провести еще в 2014 году, но вопрос был снят с повестки дня наступлением исламистов из ИГ. По мере того как террористическая группировка теряет свои позиции, проступают контуры послевоенного Ирака — страны, испытывающей трудности в примирении слагающих ее общин. Курды убеждены, что Багдад подвергает их систематической дискриминации, и видят выход лишь в обретении независимости. 

Представитель Демократической партии Иракского Курдистана в РФ Хошави Бабакр рассказал РИА Новости, что иракские власти используют для давления на регион финансовый рычаг, ограничивая поступления из бюджета. Печатать купюры самостоятельно курдские власти не имеют права. Конституция страны предполагает выделение на нужды региона 17% национальных доходов. Бабакр уверен: Багдад должен Курдистану, но не собирается платить по счетам. 
 
Бабакар считает, что в ходе войны с ИГ иракские власти оставили курдов без поддержки перед лицом наступавшего противника. В 2014 году существовала возможность того, что террористы возьмут столицу автономии — Эрбиль. Согласно курдским источникам, ни в то время, ни сейчас Ирак не оказывает содействия (в том числе финансового) курдскому ополчению — пешмерге.

Несвоевременная независимость

Власти Ирака, со своей стороны, считают предательскими действия курдских сепаратистов. В Багдаде указывают на то, что победа над ИГ еще не достигнута, и считают проведение референдума о разделе страны в подобных условиях неприемлемым. Против курдов выдвигается обвинение в связях с Израилем и попытках создания "произраильского плацдарма". 

Как отмечает ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов, категорически против независимости Эрбиля выступает Иран, на территории которого также существуют курдские общины. В прошлом Тегерану не раз приходилось подавлять волнения курдов силой. 
 
В Багдаде указывают, что, воюя с ИГ, курдская пешмерга взяла под контроль территории, выходящие за ранее установленные пределы Иракского Курдистана. Курды считают все занятые земли своими и намерены провести на всех них референдум. Иракские власти говорят об узурпации и предупреждают, что не признают самоопределение на территориях, недавно "присоединенных" пешмергой. Аргумент Багдада: в этих провинциях живут не только курды, но также арабы и туркмены. 
 
Эксперты считают, что не только и не столько сама независимость Иракского Курдистана, сколько принадлежность "новых территорий", особенно города Киркука, станет камнем преткновения в будущих переговорах о независимости. По словам доцента МГУ Дмитрия Жантиева, Турция готова признать новую страну, но только при условии, что курды откажутся от территориальной экспансии, которая потенциально способна выйти за пределы Ирака. 
 
Турция и курдская проблема

На сегодняшний день отношение Анкары к двум курдским регионам — сирийскому и иракскому — принципиально различно. Полунезависимый Иракский Курдистан — один из ключевых экономических партнеров Турции, активно закупающей на его территории углеводородные ресурсы. Поддержкой Анкары пользуется и лично президент Масуд Барзани, которому Турция готова оказывать символические знаки уважения. Недавняя поездка Барзани в Стамбул вышла за рамки дипломатического протокола, когда в присутствии курдского лидера был поднят флаг его официально еще не признанного государства. 

Отношение турецких властей к сирийским курдам выстраивается совершенно иначе. Десятого мая президент Эрдоган подтвердил, что считает вооруженную группировку "Отряды народной самообороны" (YPG), контролирующую территории на турецко-сирийском пограничье, "террористической". Анкару возмущает тот факт, что США поставляют курдским повстанцам вооружения. "Наше терпение на исходе", — пробует давить Эрдоган. 
 
Террористической официальная Турция считает и действующую на ее территории "Рабочую партию Курдистана" (РПК). Бывший лидер объединения Абдулла Оджалан отбывает пожизненный срок в турецкой тюрьме.

На этом фоне курдская диаспора России расколота между иракскими, турецкими и сирийскими соотечественниками. Президент общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев рассказал РИА Новости, что готов поддерживать борьбу иракских курдов, но не РПК. "Эта организация не ведет борьбу за нашу независимость, — считает он. — Не будем забывать, что курдов немало и в администрации Эрдогана".

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

25 сентября в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости. Против проведения плебисцита категорически выступают Багдад, Анкара и Тегеран. Западные страны призывали власти Иракского Курдистана не проводить плебисцит. В США заявляли, что «проведение референдума в спорных районах является особенно провокационным и дестабилизирующим».

Иракский Курдистан — неофициальное название Курдского автономного района на севере и северо-востоке Ирака, который имеет статус широкой автономии в составе страны, юридически закрепленный в конституции. Входящие в этот регион провинции Дахук, Сулеймания и Эрбиль традиционно являются местом проживания курдов. У власти в регионе находится Демократическая партия Курдистана, возглавляемая Масудом Барзани.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Американская политика в Сирии по отделению Курдистана настолько обострила курдскую проблему, что власти в странах их компактного проживания даже запрещают курдам отмечать национальные праздники. Так, два дня назад в Иране арестовали порядка 30 курдских активистов за организацию празднований Навруза. Причина в том, что иранские власти боятся массовых скоплений курдских активистов во избежание провокаций на почве сепаратизма.

Случай с Наврузом в Иране – всего лишь один показательный пример того, насколько остро стоит сегодня курдский вопрос на Ближнем Востоке, в регионе традиционного проживания курдского этноса. Однако агрессивный стереотип поведения настолько вошел в менталитет курдов, что вынуждает принимать защитные меры даже те страны, которые некогда предоставили курдам убежище от притеснений на родине.

Испортить впечатление о себе курды умудрились даже в такой многонациональной и толерантной стране, как Россия. В нашей стране курдские беженцы появились сравнительно недавно, лишь в начале 90-х годов. Они прибыли сюда из Средней Азии, где оказались в результате сталинской политики переселения народов Закавказья. Южане, горцы и скотоводы, обособленные в закрытые и патриархальные кланы, они не всегда смогли адаптироваться к российским реалиям.

Конфликты с местным населением происходят во всех без исключения регионах, где компактно проживают курдские диаспоры. Причину повсеместного и хронического недовольства курдами со стороны местного населения следует искать в поведении самих курдов. Не имея собственного государства, этот 40-миллионный народ стремится навязать свой диктат везде, где бы ни расселялся, в том числе и в России. Здесь курды также заявили, что создадут «свой Курдистан» - на землях Саратовской и Тамбовской областей.

И это несмотря на то, что в России созданы равные условия для развития всех народов, включая даже экзотических пришельцев с Ближнего Востока. Курды сразу же после переселения в Россию получили гражданство и стали полноправными гражданами РФ. Однако, к сожалению, практика показывает, что они не оценили по достоинству оказанного им радушия и милосердия. В сельской местности они устроили настоящую диктатуру над местными крестьянами, а в городах инициировали преступные гетто с воровством и наркоторговлей.

Чего только стоят демонстрации в поддержку независимости Иракского и Сирийского Курдистана под флагами Рабочей партии Курдистана, почти повсеместно признанной террористической. Как трактовать такие сепаратистские выступления, которые противоречат российскому курсу на сохранение территориальной целостности Ирака и Сирии? Да и где гарантия того, что в недрах закрытых курдских общин, особенно в удаленных регионах России, не выкристаллизовывается радикальная ячейка РПК, действующая террористическими методами.

Диверсионная тактика РПК хорошо известна на Ближнем Востоке, однако нельзя исключать, что рано или поздно она не заявит о себе в России. Ведь сейчас наши действия в Сирии как никогда противоречат интересам курдов, получивших поддержку США в своих мечтах о независимом государстве. А философия РПК и её лидера Абдуллы Оджалана настолько глубоко проникла в курдскую культуру, что её исповедуют даже женские организации.

Вообще сегодня сложилась странная ситуация, когда курды создали в России общественные организации и транслируют через них совершенно чуждые политические установки по Сирии. Может, пора внимательнее присмотреться к деятельности национально-культурных организаций курдов. Ведь может оказаться, что под сенью безобидных праздников и чайных посиделок скрывается реальная угроза РПК, которая устраивает взрывы и силовые провокации.

1472039933_kur.jpg

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

В настоящее время США последовательно проводят политику по разделению территории Сирии и предпринимают активные действия для контроля за всеми происходящими там процессами. Стратегия американской политики сводится к тому, чтобы "навеки поселиться в Сирии со своими вооруженными силами". Того же самого Вашингтон пытается добиться в Ираке и Афганистане вопреки всем дававшимся ранее обещаниям. 
Поселившись навеки в Сирии, они ведут дело к тому, чтобы огромный кусок сирийской территории отделить от всей страны в нарушение суверенитета и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, создают там местные органы власти, всячески пытаются создать выгодное им автономное образование, опираясь на поддержку курдов. 
Ставка США на курдский народ является тактической, поскольку именно они могут поддержать планы США по раздроблению Сирии. Курды являются одной из самых разделенных наций в мире и лелеют мечту о создании независимого Курдистана. Поэтому они могут воспринимать территорию Сирии, которая будет находиться под их совместным управлением с США, как прообраз своей будущей государственности. 
США и прочие враждебные Дамаску страны стараются максимально демонизировать образ Башара Асада и сирийской армии. Каждая победа правительственных сил сопровождается большим количеством критики в западных СМИ. Б. Асада обвиняют в том, что его люди устраивают невиданные разрушения, уничтожают мирное население и так далее. Несмотря на то, что на свержение Б. Асада были направлены огромные финансовые ресурсы, все эти усилия США, в конечном счете, потерпели неудачу. 
Большая часть ответственности за кровавую бойню, которая не утихала в Сирии в течение последних восьми лет, лежит на плечах США и их союзников на Ближнем Востоке. Официальные лица США стремятся скрыть масштабы катастрофических последствий своего вмешательства в Сирию, которое нарушает международное право и устав ООН. 
Действия Вашингтона, направленные на уничтожение сирийского народа, угрожают территориальной целостности, суверенитету и политической независимости Сирии, противоречат целям и принципам ООН, девальвируют договоренности, достигнутые на Конгрессе национального диалога в Сочи. 
США всячески тормозят процесс политического урегулирования в Сирии, и будут и дальше разыгрывать курдскую карту. Кроме того, они попытаются стравить Турцию с Ираном. Столкнувшись с опасным риском возобновления эскалации, Совбез ООН должен вмешаться, чтобы положить конец этому кровопролитию.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Валькирии Ближнего Востока. Почему курдские женщины берут в руки оружие

Одна из курдских женщин-волонтеров из отряда Хези-Агри (Сила огня), воюющие против ИГ
 

МОСКВА, 29 мар — РИА Новости, Мария Ефимова.

 Прославившимся на весь мир курдским отрядам женской самообороны исполняется пять лет. Женщины Сирийского Курдистана за это время обрели свободу, о которой в том регионе можно только мечтать. РИА Новости поговорило с курдскими комбатантками о турецкой операции на севере Сирии, политических планах сирийских курдов и феминизме в военно-полевых условиях.

"Радикальная женская революция"

Об отрядах женской самообороны, сражающихся за права курдов и отбивших северные территории Сирии у ИГ* вместе с мужскими отрядами народной самообороны, миру недавно напомнила гибель 26-летней британки Анны Кэмпбелл под турецкими бомбами в Африне.

Анархистка, феминистка, защитница прав животных — до приезда в Сирию ее ничто не связывало с курдами. Однако, по словам отца Анны, она близко к сердцу принимала проблемы курдского народа и восхищалась тем типом общественного устройства, которое установили в Рожаве (Демократическая федерация Северной Сирии, или Сирийский Курдистан, — самоуправляемое федеративное образование, провозглашенное в 2012 году). Собеседницы РИА Новости в отрядах женской самообороны утверждают, что в их рядах — несколько десятков девушек из Европы, США и Австралии.

"Курдские женские батальоны самообороны — явление уникальное. Неудивительно, что они притягивают активисток со всего мира. Во-первых, женские отряды блестяще показали себя в битве с террористами, которых весь мир считает "силами зла", противниками любого прогресса. Во-вторых, их участницы готовы сражаться за женскую свободу любыми методами, включая вооруженные, — сообщила РИА Новости Мелисса Дэлал Янмис (боевой псевдоним Дэлал Курди), представительница курдской диаспоры Австрии, вернувшаяся в прошлом году из Рожавы. — Курдский идеолог и основатель Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан в своих трудах учит нас, что свободная жизнь невозможна без радикальной женской революции, которая изменит мышление людей и социальную жизнь в целом. Анна Кэмпбелл была настоящей революционеркой и настоящей интернационалисткой. И она стала еще одним огоньком в этом революционном пожаре, как и другие иностранки, пополнившие наши ряды. Надеюсь, русские женщины-интернационалистки тоже присоединятся к этой борьбе".

1517473144.jpg
 
© Фото : предоставлено Мелиссой Дэлал Янмис
Мелисса Дэлал Янмис

 

"Я — феминистка, как и большинство курдских женщин. Курдская женщина не боится смерти — смерть боится ее. Мы не признаем поражения. Победа и прогресс — наш девиз. Поэтому женщины во всем мире солидарны с нами", — рапортует в беседе с РИА Новости 23-летняя студентка по имени Джихан (боевое имя Кеча Африн — Дочь Африна), находящаяся сейчас в Африне в курдских батальонах.

Курдский марксизм

Рабочая партия Курдистана была основана в 1978 году как марксистско-ленинская с национальным уклоном. На Ближнем Востоке хватало социалистических движений, но именно РПК и ее ответвления стали наиболее феминистски ориентированными. Для курдов этническая самоидентификация важнее, чем религиозная, поэтому среди них идеи равноправия полов прижились куда лучше, чем в мусульманском обществе.

Благодаря той роли, которую курдские женские батальоны сыграли в борьбе за национальное самоопределение и битвах с исламскими радикалами, женщины Курдистана теперь пользуются свободой и правами, сопоставимыми разве что со статусом израильтянок. Еще недавно у курдов практиковались ранние принудительные браки, женское обрезание, убийства чести, а также многоженство. Однако власти провозглашенной шесть лет назад Демократической федерации Северной Сирии в стремлении опереться на максимально широкие слои населения законодательно положили всему этому конец (хотя, конечно, без этого пока все же не обходится, особенно в сельской местности).

1517473420.jpg
 
© Фото : предоставлено Мелиссой Дэлал Янмис
Мелисса Дэлал Янмис

Согласно временной конституции Сирийского Курдистана, женщины должны занимать как минимум 40 процентов всех правительственных постов. Общественные институты обязаны иметь двух сопредседателей — мужчину и женщину, как и исполнительные советы всех трех регионов Сирийского Курдистана.

Тем не менее курдские активистки считают, что еще есть над чем работать, и говорят о необходимости искоренения патриархальных обычаев, требуют равной оплаты труда и равного представительства в судейском корпусе (сегодня только пять процентов из 250 судей — женщины).

"Любовные романы под строжайшим запретом"

До 40 процентов курдских бойцов, сражающихся в Ближневосточном регионе, — женщины. В марте 2013 года был создан первый батальон женской самообороны в Африне, через год такие отряды были сформированы и в других частях Сирийского Курдистана. Сегодня численность отрядов женской самообороны достигает 25 тысяч человек (в иракских курдских формированиях пешмерга, как сообщают, служат две тысячи женщин).

Батальоны пополнились в том числе за счет представительниц других народов и конфессий: присоединились арабки-мусульманки, езидки и ассирийские христианки, освобожденные из-под власти ИГ*. В основном это молодые незамужние женщины, но и есть и те, кто оставил своих детей в турецких лагерях беженцев, чтобы участвовать в вооруженной борьбе.

Курдские женские батальоны сыграли огромную роль в освобождении городов Ракка, Кобани и Манбидж от боевиков, спасении тысяч езидов, осажденных ИГ* на горе Синджар в Ираке в августе 2014-го. В некоторых из этих операций были задействованы курдские смертницы, подрывавшие себя вблизи позиций ИГ*.

"Женская и мужская армия имеют своих командиров, соответственно — мужчину и женщину. Мужчины не могут отдавать приказы женщинам. Даже высшие ранги из мужских курдских формирований должны сначала обратиться к женщинам-командирам, чтобы они потом спустили команду ниже. А вот женщины-командиры могут приказывать бойцам-мужчинам, — рассказывает британский курд Озкан Оздил, проведший прошлый год в сирийском Курдистане в качестве полевого медика и участвовавший в освобождении от ИГ* провинции Ракка. — Мы тесно взаимодействовали с женскими формированиями — занимались спортом, участвовали в учениях, готовили еду, делали уборку. Разве что спали в разных бараках. Мы были как одна большая семья. Звания в общении ничего не значили, если речь не шла о военных приказах. Женщины, по-моему, очень храбрые. Может быть, даже в чем-то смелее мужчин. Я просто очарован ими. Они танцуют и поют. Их всегда слышно издалека. Даже боевики ИГ* их боялись".

1517474364.jpg
 
© Фото : предоставлено Озканом Оздилом
Озкан Оздил

По словам собеседника РИА Новости, в военно-полевых условиях с романтическими отношениями все очень строго: "Брак в целом рассматривается как инструмент патриархата. Конечно, люди влюбляются и находят время для свиданий и секса. Но вообще любовные романы под строжайшим запретом. И если кто-то узнает, пару выгонят из подразделений. А это большой позор".

"В регионе девушек, особенно у арабов-суннитов, отдают замуж очень рано и за тех, кого они даже ни разу не видели. Так что возможность самой выбирать свою судьбу — это огромная привилегия, ею дорожат и не хотят вернуться к патриархальному укладу", — продолжает Оздил.

За последние годы в Сирийском Курдистане в разы выросло число разводов. Курдские власти почти сразу после объявления федерации впервые дали женщине право требовать развода в одностороннем порядке и уходить, забрав детей, а также половину всей собственности. Локальные женские советы консультируют на местах, и в результате зафиксировано несколько сотен разводов в Кобани с его курдским большинством и даже в городе Манбидж, где преимущественно арабо-мусульманское население и где новые порядки вызвали сопротивление местных племен и религиозных авторитетов. Среди основных причин разводов — полигамия мужа, домашнее насилие или слишком ранний брак. Девушки, не успевшие родить детей, после развода часто присоединяются к курдским женским батальонам.

"Муж и семья могут требовать от женщины не разводиться, шантажировать ее, но в таком случае многие обращаются к отрядам женской самообороны, которых все там боятся", — заключает Оздил.

"Настоящая этническая чистка"

В ходе операции "Оливковая ветвь", которую Анкара проводит на севере Сирии c января этого года, 18 марта турецкие войска при поддержке отрядов сирийской оппозиции захватили находившийся под контролем курдов город Африн.

Собеседники РИА Новости уверяют, что курды попытаются отбить Африн у Турции. Однако в ближайшие месяцы им будет явно не до этого. Со дня на день, по поступающим из Анкары сведениям, начнется атака на Манбидж, а после этого турецкая армия двинется на восток от Евфрата в глубь курдских территорий, чтобы установить контроль над районами, где нет курдского большинства, такими как Рас-эль-Айн или Тель-Абьяд.

Соединенные Штаты, поддерживающие курдскую Партию демократического союза, отправили в Манбидж своих военных для обучения курдских войск, чтобы послать Турции сигнал о нежелательности нападения. Однако как далеко готовы зайти США в защите курдов, неизвестно — Вашингтону крайне нежелательно портить отношения с союзником по НАТО.

1517473794.jpg
 
© Фото : предоставлено Озканом Оздилом
Сирийские курды, участники отрядов народной самообороны

"То, что сделала Турция в Африне и продолжает делать на севере Сирии, — это настоящая этническая чистка, — уверена Мелисса Дэлал Янмис. — Женские отряды самообороны противостояли захватчикам, но сейчас очевидно, что не было другого выхода, помимо тактического отступления из Африна. Курдские женщины избрали тактику герильи, включая атаки смертниц на турецкие конвои".

Собеседники РИА Новости уверены: рано или поздно сирийские курды победят в войне с Турцией и вернут Африн, сохранив на севере Сирии самоуправляющуюся автономию. "Нам не нужно независимое национальное государство — оно показало себя неэффективным. Согласно доктрине Абдуллы Оджалана, необходима система демократического конфедерализма. Все сообщества, живущие на этой территории, — курды, арабы, представители разных религий и народов, — должны принимать участие в судьбе региона и управлять кантонами Рожавы на равных началах, в том числе на основе гендерного равенства", — считает Оздил.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

12345-29.jpg.de945f4b246ef747d7c198a454c606b6.jpg

Основная масса курдов ¬– народа, насчитывающего около 40 миллионов, проживает в настоящее время на территории четырех стран: Турции, Ирана, Ирака, Сирии.

В северной Сирии проживает 3,8—4 млн курдов, иными словами, они составляет примерно 15 % населения страны. И следует сказать, они доставляют немало головной боли законному правительству страны.

Сепаратистские настроения всегда были сильны среди курдов, а в связи с войной, развязанной ИГИЛ, они еще больше обострились. К настоящему моменту ИГ разгромлено, но говорить о наступлении мирной жизни в Сирии пока рано. В том числе и потому, что сильно активизировались курды, которым подконтрольны некоторые сирийские территории.

Практически речь идет о курдских боевиках, а потому неудивительно, что сирийцы на этих территориях живут в нечеловеческих условиях: нищета, антисанитария и полное отсутствие лекарств – вот реалии сегодняшнего дня.

Напомним, курдские незаконные вооруженные формирования наотрез отказываются от сотрудничества с правительством Башара Асада. Такая политика ведет к развалу страны.

И это несмотря на то, что курды находились в числе тех жителей, с которыми сирийское руководство всегда обходилось щедро, ни в чем им не отказывало, уважало их национальные особенности, всячески помогая им.

Однако политические курдские деятели и лидеры партий на некоторых этапах выбирали неправильные дороги и действовали наперекор правительству САР. Вот и сейчас они вместо сотрудничества с законной властью Башара Асада они выбрали сотрудничество с США.

По мнению экспертов, Соединенные Штаты, а также монархии Персидского залива рассматривают сирийский Курдистан как территорию, которая может стать плацдармом для давления на Дамаск, а также способно ограничивать иранское влияние в Сирии. Также Соединенные Штаты хотят сделать курдов главной дестабилизирующей силой на Ближнем Востоке для достижения одной из основных своих целей – перекраивания карты Ближнего Востока в собственных интересах.

Иными словами, американцы рассчитывают заменить разгромленное Россией «Исламское государство» курдскими отрядами. Причем курды уже доказали, что готовы на все для достижения целей, — они устраивают теракты и убивают мирных жителей.

В Россию курды массово переселились в 1989-90 годах из Средней Азии, Казахстана, Закавказья, и проживают сейчас в основном в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области, Адыгее. К сожалению, приходится говорить о том, что позиция и действия сирийских курдов оказывает влияние и на членов курдской диаспоры в России.

Так, велика вероятность того, что представительство сирийских курдов, открывшееся в 2016 году в Москве, занимается незаконной деятельностью. Причем, по всей видимости, они готовы перейти к еще более радикальным действиям.

К такому выводу подталкивает факты из жизни курдских диаспор. Так, за последние месяцы в некоторых российских регионах прошли митинги курдов, и на всех них звучали призывы обратить внимание на ситуацию в сирийском Африне, а также выражалась поддержка бывшему лидеру Абдулле Оджалану – лидеру Рабочей партии Курдистана (организация признана террористической во многих странах мира), который с 1999 года отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме на острове Имралы.

Это дает основания для того, чтобы с большой вероятностью предположить радикализацию российских курдов. А потому, думается, правоохранительным органам России следует уделять курдским диаспорам повышенное внимание. Пока не поздно…

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Что из себя представляют курды

Говорить кто такие курды, как о едином народе нельзя, ибо мы имеем дело не с единым этническим массивом, а с пестрым конгломератом - отличными друг от друга этническими, религиозными и языковыми группами с преимущественно племенным самосознанием, а следовательно – с совершенно отличными друг от друга идентичностями. Шаг к формализации независимости может нарушить сбалансированное состояние и принести гораздо больше вреда, чем пользы для самих же курдов

О курдском вопросе на современном этапе и современном состоянии курдоведения рассказывает Кавказскому геополитическому клубу директор Института востоковедения Российско-Армянского (Славянского) Университета (Ереван), заместитель директора Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), доктор филологических наук, профессор Гарник Асатрян.

- Уважаемый Гарник Серобович, события последних лет значительно усилили интерес к курдскому национальному движению и курдам как таковым. В этой связи хотелось бы прояснить некоторые базовые вопросы. Прежде всего, можно ли говорить о том, что курды представляют собой единый народ? 

- Действительно, к курдам и к курдскому вопросу сегодня проявляют интерес все: и непосредственно занимающиеся курдами, и так или иначе вовлеченные в курдские дела, и далекие от курдов и курдского вопроса люди. Тем, кто не знает «эзотерики» курдского вопроса, кто столкнулся с ним в связи с последними развитиями, просто мониторя события на Ближнем Востоке за последние годы и почитывая курдские ресурсы, может показаться, что с курдами вот-вот произойдет что-то из ряда вот выходящее - скажем, создание собственного государства, к чему они как бы давно идут. Но это, поверьте, весьма поверхностное и иллюзорное восприятие курдской действительности.

Всплески международного интереса к курдам бывали часто, причем не меньшей интенсивности, чем нынешний; просто в отсутствие интернета это было менее заметно. Да и «экспертов по курдам» было гораздо меньше, и говорили они в основном по существу. И во втором десятилетии XX века, и в конце 40-х, и в конце 50-х, и в 70-х годах прошлого века курдский вопрос стоял не менее остро. Можно сказать, что он появлялся в международном информационном поле с интервалами в 20-30 лет - всякий раз, когда курдский фактор целенаправленно актуализировался для решения тех или иных вопросов на ближневосточной арене.

О курдах начинают активно говорить разного рода «поборники» их прав, прочат им создание государства, потом все стихает, почти предается забвению, чтобы вспыхнуть вновь через несколько десятилетий. При этом основной фон этих информационных взрывов – не собственно курды, а некая очередная ближневосточная драма: перипетии распада Османской империи, Первая мировая война, политические кризисы в республиканской Турции, конец Второй мировой войны, политическое развитие в Ираке и, наконец, появление ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация – прим.) и т.д….

Таким образом, курды преимущественно выступали сопутствующим фактором неких более широких политических процессов — как правило, фактором манипуляции, объектом воздействия третьих сил, действующих, как правило, вовсе не в интересах курдов. Полагаю, и нынешняя волна интереса к курдскому вопросу – как бы его не сформулировали на данном историческом этапе – стихнет, как только будут решены поставленные определенными силами задачи в регионе.

А теперь конкретно к вашему вопросу.

Говорить о курдах как о едином народе, разумеется, ни в коем случае нельзя, ибо мы имеем дело не с консолидированным гомогенным этническим массивом, а с пестрым конгломератом - весьма отличными друг от друга этническими, религиозными и языковыми группами с преимущественно племенным самосознанием, а следовательно – с совершенно отличными друг от друга идентичностями.

Можем ли мы говорить о единстве курдов-алевитов, шиитов, суннитов или курдов, принадлежащих к суфийским орденам? О единстве говорящих на принципиально разных диалектах, по сути – разных языках? Курд из Диарбекира и курд из Санандаджа или Сулеймании контактируют через третий язык - либо персидский, либо турецкий, либо арабский… Вообще, «курд» - во многом искусственный термин, распространившийся в течение последнего столетия на разнородные этнические сообщества. Исторически он восходит к социониму в значении «скотовод, кочевник»; такое значение термина до сих пор сохраняется по всему южному Прикаспию.

Понятие «курдский народ», а вместе с ним и «Курдистан» последовательно внедрялись в последние полтора столетия – по мере целенаправленного оформления курдского фактора как очень удобного инструмента манипуляции и влияния на политическую ситуацию в разных частях огромного пространства. Представьте себе крупный разношерстный людской массив без четкой идентичности, с преимущественно племенной и клановой самоидентификацией и в высшей степени мифологизированным сознанием, населяющий уязвимые точки знакового региона. Трудно представить себе более удобный объект для использования в разных исторических контекстах, в зависимости от конъюнктуры момента.

Мы, по сути, имеем дело с разными народами, выступающими под общей искусственной вывеской «курд». Увы, это – непопулярная истина, о ней долгое время вообще не принято было говорить. Но впервые достаточно четко эта идея была сформулирована в работе «Курды северо-западного Ирана» советского востоковеда Олега Людвиговича Вильчевского, служившего во время Великой Отечественной Войны в разведотделе Закавказского Военного округа. Труд его так и не дошел до широкого читателя, будучи издан ограниченным тиражом Разветотделом ЗАКВО для служебного пользования под грифом «секретно». Олег Людвигович, стараясь не согрешить перед академизмом и одновременно не нарушить табу, нашел нейтральную формулировку: он пишет о «курдских народах»...

При этом речь идет именно о курдском (пусть и условно) конгломерате. Я принципиально оставляю вне этого поля этнические и этно-конфессиональные образования, порою весьма многочисленные (вплоть до 5 миллионов), которые огульно причисляются к курдам курдскими националистическими кругами с подачи псевдоакадемических структур. Заза, гураны, авроманы, баджаланы, шабаки, езиды, лакцы (не путать с кавказскими лакцами), кальхоры, файли, луры, бахтияры и т.д., которых всегда стараются – реально или виртуально - вовлечь в курдское поле, вовсе не являются курдами! Это совершенно отдельные народы, говорящие, как правило, на собственных языках (заза, гурани, лури и т.д.) и имеющие собственную - ярко или латентно выраженную идентичность. В случае же с курдами говорить о какой-либо общей идентичности просто не представляется возможным. 

- Что же означает «быть курдом» для рядового курда, который задумывается над этим вопросом?

- Единого мало-мальски обобщающего ответа на вопрос «Что означает быть курдом» просто не существует. Нет конкретных маркеров курдской идентичности, если не считать таковыми десятилетиями впрыскиваемые идеологемы вроде «курдской национально-освободительной борьбы» или «великого Курдистана», занимающего территорию целого ряда государств в Передней Азии, или фантастические мифологемы типа «мы, курды - потомки мидийцев, шумеров, Зороастра, Сасанидов, Аршакидов…».

Чувство принадлежности к единой общности основывается на фундаментальных, незыблемых основах. Самосознание же среднего курда, не заряженного политикой, далекого от политической конъюнктуры, зиждется, скорее, на его племенной атрибуции, а устремления лежат преимущественного в рамках племенных интересов. А вброшенные извне якобы с целью консолидации курдского массива и укрепившиеся в сознании мифологемы лишь разрыхляют и без того шаткую основу общекурдского единства.

- Уместно ли рассуждать об общих надеждах и чаяниях, в равной или хотя бы преобладающей степени характерных для курдов всех государств их проживания – Ирана, Ирака, Сирии, Турции и т.д.? 

- Я уже частично ответил на этот ваш вопрос. Очевидно, говорить об общих надеждах и чаяниях в, условно говоря, «курдском пространстве», конечно же, нельзя. Для начала следует четко определить, что мы здесь понимаем под термином «надежды и чаяния». Если говорить об общих политических целях всех курдов, то надо учитывать, что собственно политические чаяния, как мы их понимаем, сознанию среднестатистического курда не свойственны. Они всегда были представлены лишь в узкой прослойке – в племенной верхушке, а сегодня еще и в умах представителей определенных интеллектуальных группировок, которые и создают всю эту атмосферу, связанную с «надеждами и чаяниями». Но даже в этом случае речь идет об интересах определенной части курдов. Все остальное – «от лукавого»; все эти общекурдские чаяния – желание заинтересованных сил «запустить» курдский фактор сразу в нескольких странах – не только в Ираке, но и в Иране, Сирии, Турции, используя его «по назначению» в зависимости от конкретных целей.

- Что можно сказать о курдском национальном движении как политической силе – в первую очередь, существует ли оно, в каких формах, каковы его требования? Каков его главный лозунг? 

- Так называемое «Курдское национально-освободительное движение» - понятие условное. Любое противостояние курдов надо рассматривать в контексте политических и прочих реалий конкретной страны. И тут необходимо отметить два важных момента. Во-первых, в ряде случаев - во многих знаковых моментах упомянутого противостояния – речь шла вовсе не о курдах, а о других народах, ошибочно причисляемых к курдскому конгломерату. Так, например, история «курдского» национально-освободительного движения «обогатилась» восстанием Шейха Сайда 1925 года, Дерсимским восстанием 1937 года и т.д. В реальности же все это – часть истории народа заза, хотя и связанная с общим анатолийским политическим фоном.

Во-вторых, далеко не всякую форму антиправительственного противостояния следует относить к проявлению национальных устремлений. Часто это было проявлением возникавших противоречий между племенной верхушкой и центральными властями, а порой и просто формой грабительских набегов, как в случае с так называемым «восстанием» Исмаил-бека Сымко (Сымитко) в Иране, объявившим себя в 20-х гг. прошлого века «царем Курдистана»: он не только вырезал все христианское население (армян, ассирийцев) Хоя и Салмаста, но и активно истреблял курдские племена, не входившие в конфедерацию Шакак.

Головорез, о жестокостях которого сохранились поражающие воображение свидетельства очевидцев, предстает в официальной курдской историографии одной из ярких фигур курдского «национально-освободительного движения», сражавшегося за «освобождение курдского народа». Убитый в 1930 году персидскими войсками, Исмаил-бек Сымко оброс агиографией чуть ли не курдского мученика: мне доводилось видеть фото его трупа у ног персидских солдат, висящие в солидных рамках в домах живущих в Европе курдов.

Так что к «курдскому движению» можно подобрать множество эпитетов, среди которых определение «национально-освободительное» подходит в наименьшей степени. Я не вижу единого курдского национального движения как феномена, а следовательно не могу говорить ни о его формах, ни о требованиях, ни о лозунгах. Еще раз: мифологемы – не в счет. 

- Какую роль играет во всем этом религиозная составляющая?

- Что касается религиозной составляющей у курдов в целом, то она никогда не играла решающей роли, за исключением, пожалуй, алевитской среды, да и то с оговоркой, ибо в данном случае алевитско-суннитское противостояние исторически маркировало, по большому счету, межу между иранской и тюркскими стихиями (сейчас это, конечно, не столь однозначно). А вообще ислам среди курдов всегда имел достаточно сильные позиции: из курдов вышло много прославленных суннитских теологов-улемов. Но религиозная составляющая никогда не была частью курдской политический повестки.Возможно, именно это и нашло отражение в турецкой пословице «По сравнению с армянином и курд - мусульманин».

- Все мировые и региональные державы – Россия, США, Великобритания, Иран, Турция, Ирак – выступили против проведения референдума в Иракском Курдистане. Скажется ли это на жизнеспособности рождающейся государственности? 

- Чтобы быть предельно объективным, отмечу, что курдский регион Ирака находится в гораздо более благоприятном положении, чем остальная территория страны. Это касается и экономического состояния, и социальной защищенности, и более-менее структурированного порядка по сравнению с тем, что творится вокруг на Ближнем Востоке. Поддержка союзников (прежде всего, США) – огромные финансовые вливания, поставки оружия, организационная помощь, серьезный собственный ресурс в виде нефти, продолжительный период нейтральности потенциальных противников курдской государственности – Турции, Ирана, Сирии, а также ослабленная центральная власть в Багдаде - все это способствовало созданию островка сравнительного благополучия в разрушенном Ираке.

Сама идея референдума автоматически исключает наличие почти всех этих факторов, а о лояльности соседей или центральной иракской власти, серьезно набирающей силу в последнее время, придется просто забыть. Не следует забывать и о позиции меньшинств в курдском регионе – езидов, туркмен, ассирийцев, шабаков и проч., которые высказали однозначное желание остаться в составе единого Ирака и, безусловно, будут бороться за это с оружием в руках. Добавим сюда еще и проблему спорных территорий, которые им никто не уступит. В общем, вызовы будут на всех уровнях. Все это ставит под сомнение жизнеспособность курдской государственности. По большому счету, у курдов Ирака сейчас идеальное состояние – курдский регион наделен достаточной степенью самоопределения в составе Ирака для реализации программ, нацеленных на жизнеобеспечение своего населения. Шаг к формализации независимости может нарушить это сбалансированное состояние и принести гораздо больше вреда, чем пользы для самих же курдов.

- Справятся ли курды на нынешней ступени развития национального движения с собственной государственностью, или перспектива изначально обратиться в failed state для того же Иракского Курдистана гораздо более актуальна? Если вынести вопрос в сферу высших смыслов – достойны ли курды своего государства? «Потянут» ли они его? 

- Если отойти от условно внешних факторов, которые я озвучил в ответе на предыдущий вопрос, и обратиться к собственно курдским реалиям, то и тут очевиден целый ряд противоречий, свойственных курдской среде и еще раз подтверждающий отсутствие у курдов единых целей, устремлений, общих национальных задач. Оставляя в стороне абсолютное неприятие идеи референдума Курдской рабочей партией (ПКК), будут актуализированы противоречия между различными группировками, партиями, племенами и кланами в среде курдов самого Ирака. Не ровен час, совсем недавно стихшая вековая вражда между кланами Барзани и Талабани может вспыхнуть вновь, с новой силой.

Хрупкий баланс, возникший в курдском сообществе на фоне общерегиональных проблем, может быть нарушен в одночасье, при любом изменении ситуации. Эти противоречия существуют даже в такой, казалось бы, стабильной структуре, как пешмарга. Существует расхожее мнение о том, что пешмарга - грозная сила, способная самостоятельно защитить безопасность курдского гособразования. На самом же деле, как бы пешмарга ни были вооружены и кто бы их ни обучал, это – не регулярная армия в полном смысле этого слова, а, скорее, объединенный корпус племенных дружин. В случае внутрикурдских противоречий этот корпус может утратить видимое единство. Даже сейчас у пешмарга нет единого командования, обеспечивающего общую координацию действий. Они в состоянии вести позиционные бои преимущественно в горных условиях, но противостоять регулярной армии в сколь-нибудь долгосрочной перспективе пешмарга не могут по определению.

Межплеменные, межклановые противоречия испокон веков были частью курдской действительности и, что важно, остаются таковыми до сих пор, что является не только следствием, но и доказательством того, что племенная атрибуция является главным маркером идентичности в курдской среде. Построить же государство может только сообщество с государственным мышлением, поднявшееся на уровень интересов национальных, даже если они входят в противоречие с интересами прочих уровней. Без этого нельзя приступать к строительству полноценного государства.

Те курдские лидеры и политические силы, которые выступают сегодня против проведения референдума на данном историческом этапе – это не предатели и коллаборационисты, как их называет барзанийская пропаганда, а те представители курдского образованного класса, которые уже мыслят национальными категориями. Думаю, и сам Барзани чувствует эти истины, несмотря на личные амбиции и желание остаться в истории в качестве создателя курдского государства. Иначе как понять его недавние слова о том, что референдум состоится в любом случае, так как никто не предложил нам за это время какой-либо приемлемой альтернативы. Значит, лидер допускает наличие адекватной альтернативы, при которой можно было обойтись на данном этапе без референдума.

- Реалистично ли вообще создание независимого курдского государства – на территории ли курдских кантонов Сирии, турецкой Восточной Анатолии, Иранского Курдистана - с перспективой или без объединения этих территорий в единое государственное образование? Как изменит его возникновение геополитическую картину региона и мира?

- Возможность создания некоего курдского гособразования – да и то, не в ближайшей перспективе, я допускаю только на территории Турции в случае распада этого государства. Говорить о едином курдском государстве как следствии объединения курдонаселенных территорий названных Вами государств абсолютно нереально. Нет такой перспективы.

- Какими Вы видите курдское национальное движение и перспективы курдской государственности через условные десять лет? Произойдут ли качественные изменения?

- И то, и другое требует качественных изменений, прежде всего, в сознании курдских сообществ. Десятилетие – это слишком короткий срок, чтобы говорить о формировании новой формы сознания, тем более - общекурдского. Скорее, наоборот, я предвижу возникновение новых курдских идентичностей, новых дроблений в курдском конгломерате.

- В каком состоянии сейчас находится курдология (Kurdish studies) как наука в России и мире? Насколько важны курдские исследования для осознания и прогнозирования развития ситуации на Ближнем Востоке? 

- Курдология – самая проблематичная область востоковедения. Тому есть две причины: во-первых, она безумно политизирована околонаучными, а порою и ангажированными академическими кругами, во-вторых, это – та область, где вольготней всего себя чувствуют дилетанты. Возможно, поэтому именно эта сфера знания, как никакая другая, подвержена в своих профанных, псевдонаучных измерениях двум ярко выраженным трендам, если не сказать - бедам: архаизации и романтизации. Первый исключает возможность объективного анализа ранней истории, да и вообще истории курдов: на опасность архаизации всего курдского указывал еще выдающийся востоковед XX столетия Дэвид Маккензи. Второй – романтизация - не позволяет подходить объективно к курдскому вопросу как таковому, давать реальную оценку деятельности курдов, понять мотивацию поведения тех или иных курдских группировок, а, следовательно, существенно затрудняет прогнозирование ситуаций, связанных с курдским массивом.

Все упомянутые проблемы сопровождали курдологию с самого ее зарождения. И если на ранних этапах многое объяснялось недостаточной изученностью вопроса, то позже в ход пошли откровенные фальсификации как следствие уже упомянутых ангажированности или непрофессионализма. Упомянутый мною О.Л. Вильчевский отмечал по этому поводу: «Курдами занимались походя все и поэтому – никто». Та же ситуация, увы, и сегодня.

Академическая курдология стала уделом самых стойких солдат науки, образующих сегодня некую «эзотерическую прослойку», пока еще защищенную от посягательств авантюристов. Вне ее пределов – курдологическая мифология! Причем этой мифологии так много и она столь вездесуща, что начинающий курдолог рискует попасть в ее сети гораздо быстрее, чем в ученики к добротному ученому. Беда эта повсеместна: в России это - следствие упадка академического востоковедения в постсоветский период, да и, что скрывать, определенная инерция отчасти мифологизированной и подчас политизированной советской курдологии. На Западе – следствие общей установки на промотирование курдского фактора с целью его последующего использования.

Приведу лишь пару крайне одиозных примеров: издание Гарвардским (!) университетом монографии «Курды» курдского автора Мехрдада Изади, написанной в духе сказок «Тысячи и одной ночи», в которой откровенная новокурдская мифология подана как историческая истина. Или, скажем, защищенная в одном из престижных европейских университетов диссертация некоего курдского исследователя на тему «Курдистан и его меньшинства 2500 до н.э.». А как вам переиздание в Германии опубликованного в Армении еще в советское время езидского культового текста, в котором немецкий ученый и его курдский соавтор лихо подменяют термин «Эздихана» (т.е. «обитель езидов») словом «Курдистан», просто чтобы придать езидскому тексту курдскую атрибуцию? Тогда как в период, когда эти тексты слагались, понятия «Курдистан» не было и в помине. К сожалению, не менее одиозные издания по курдологии выходили и под грифом некогда прославленного Востфака Санкт-Петербургского университета - это я говорю с особым сожалением.

Об этой повсеместной вакханалии невежества можно говорить до бесконечности. Я обратился к теме фундаментальных проблем курдологии в обобщающей работе «Prolegomena to the Study of the Kurds» (есть в открытом доступе в интернете), в которой, надеюсь, мне удалось расставить некоторые точки над i в этом хаотическом поле и обозначить стратегию развития курдологии как академической дисциплины. Наука о курдах может серьезно развиваться там, где есть сильная иранистика, частью которой курдология является. Я лично уделяю этой области особое внимание и, надеюсь, в Институте востоковедения Российско-Армянского Университета в Ереване, который я сейчас возглавляю, это направление станет одним из перспективных.

Курдский фактор всегда будет играть существенную роль в региональном развитии. Отдавая должное наиболее информированным специалистам по региону из аналитического сообщества, руководствующимся преимущественно пусть и обширными, но общими сведениями по курдам и результатами ситуационного анализа, я не представляю реального прогнозирования без глубокого знания предмета, подразумевающего фундаментальную научную подготовку по ряду областей востоковедения.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Курдская народная республика

Курды — это единственный крупный народ, до сих пор не имеющий собственной государственности. Во многом потому, что этому древнему этносу постоянно не везло с союзниками. Иран и Османская империя разделили курдские земли по Амасийскому договору 1555 года и по Зохабскому миру 1639 года. Как пишетсовременный исследователь Теймураз Авдоев, «такое деление положило начало формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и сорани (юг)». Вопрос о независимости Курдистана впервые встал всерьез сто лет назад, после Первой мировой войны, когда распалась Османская империя. Однако Севрский мирный договор 1920 года, предусматривающий создание курдского государства, так и не вступил в силу, а европейские державы-победители не стали на этом настаивать. Так что курды по сей день разделены между Персией (Ираном), кемалистской Турцией и другими обломками Оттоманской Порты — Месопотамией (Ираком) и Сирией, созданными по соглашению Сайкса-Пико.

В результате курды надолго стали заложниками ближневосточной политики великих держав. После Первой мировой войны их предали Британия и Франция, а после Второй мировой они опрометчиво доверились Сталину. Как известно, во время Великой Отечественной войны СССР и Великобритания совместно оккупировали Иран, чтобы обеспечить поставки по ленд-лизу и не допустить усиления немецкого влияния в стране. В январе 1946 года при непосредственной поддержке советской оккупационной администрации в местах компактного проживания курдов на северо-западе Ирана была провозглашена Курдская народная республика (Мехабадская республика) во главе с Кази Мухаммедом и Мустафой Барзани.

До сих пор непонятно, чего тогда добивался Сталин: то ли присутствия советских войск в Иране сверх оговоренного с западными союзниками срока, то ли присоединения к Азербайджанской ССР северо-западных провинций Ирана, то ли построения на их территории марионеточного просоветского государства. За месяц до провозглашения Мехабадской республики в Тебризе было объявлено о создании Демократической Республики Азербайджан. В итоге авантюрная политика Москвы привела к первому полномасштабному конфликту бывших союзников по антигитлеровской коалиции — иранскому кризису 1946 года, ставшему одним из спусковых крючков начала холодной войны.

Весной 1946 года под давлением США и Великобритании Сталин приказал вывести советские войска из Ирана, и державшаяся на их штыках Мехабадская республика была обречена. В декабре 1946 года тегеранское правительство восстановило контроль над регионом. В марте 1947 года почти все руководство самопровозглашенной курдской республики публично повесили на центральной площади Мехабада. Единственным спасшимся был Мустафа Барзани, который вместе с верным ему отрядом укрылся на территории советского Азербайджана.

Советский разведчик-диверсант Павел Судоплатов позже вспоминал, что «прорвавшиеся через границу боевые отряды Барзани насчитывали до двух тысяч бойцов, с ними находилось столько же членов их семей. Советские власти сначала интернировали курдов и поместили в лагерь, а в 1947 году Абакумов приказал мне провести переговоры с Барзани и предложить ему и прибывшим с ним людям политическое убежище с последующим временным расселением в сельских районах Узбекистана, поблизости от Ташкента». Во время встречи с Судоплатовым Барзани заявил, что «за последние сто лет курды поднимали восемьдесят восстаний против персов, иракцев, турок и англичан, более чем в шестидесяти случаях обращались за помощью к России и, как правило, ее получали. Поэтому, по его словам, с их стороны вполне естественно обратиться к нам за помощью в тяжелое для них время, когда иранские власти ликвидировали Курдскую республику».

Его сын Масуд Барзани, спустя 10 лет вернувшийся вместе с отцом в Ирак, впоследствии стал одним из главных врагов Саддама Хусейна. После разгрома иракской армии в операции «Буря в пустыне» он повторил ошибку своего отца, поверив обещаниям Соединенных Штатов поддержать восстание иракских курдов в марте 1991 года. Лишь месяц спустя, когда власти Ирака утопили курдский бунт в крови и более миллиона человек сбежали в Иран и Турцию, американцы спохватились и приступили к операции Provide Comfort, призванной остановить гуманитарную катастрофу в регионе. С 2005 по 2017 год Барзани-младший был президентом автономного Иракского Курдистана — единственного на сегодня официального курдского государственного образования на Ближнем Востоке.

После «арабской весны» 2011 года вопрос о курдской государственности вновь стал актуальным. Сирия, где сейчас живет около двух миллионов курдов, в результате продолжающейся гражданской войны фактически перестала существовать как единое государство. Сирийские и иракские курды оказались самыми надежными союзниками коалиции, противостоящей так называемому «Исламскому государству» (запрещено в России). Однако сейчас провозглашение независимого Курдистана даже на территории превратившихся в failed state («несостоявшиеся государства») Ирака и Сирии вряд ли возможно — по крайней мере до тех пор, пока против этого категорически выступают Иран и Турция. Обе эти страны небезосновательно опасаются роста курдского сепаратизма на своих территориях.

 

Отсутствие единой курдской государственности привело к тому, что этот древний этнос разобщен не только по племенному, но и по религиозному признаку. Как большинство ираноязычных народов, курды подверглись исламизации, однако некоторая их часть сохранила веру предков. Это езиды, наследники зороастризма — исконной религии Древнего Ирана.

История так сложилась, что одной из главных мировых религий стало христианство, хотя еще в начале нашей эры его серьезными конкурентами были зародившиеся в Персии митраизм и зороастризм. После арабского завоевания Персии в середине VII века их вытеснил ислам, и езиды остались одним из немногих народов Ближнего Востока, по-прежнему поклонявшихся Солнцу. Это им дорого стоило: в Средние века мусульманские фанатики неоднократно устраивали резню езидов. Главная их святыня — храм Лалеш, расположенный в Иракском Курдистане, в 60 километрах к северо-западу от города Мосула. Каждый езид обязан хотя бы раз в жизни приехать сюда во время Джамаи — ежегодной недели паломничества, проходящей в начале октября.

В 1915 году вместе с армянами, понтийскими греками и ассирийцами езиды стали жертвами геноцида в Османской империи. Достоверное число его жертв неизвестно до сих пор (современная Турция, как известно, официально геноцид не признает), но речь идет о сотнях тысяч. Одним из последствий этой резни стало массовое бегство езидов на территорию независимой Армении, а потом — в советское Закавказье, где отдельные группы их соплеменников проживали с начала XIX века.

Поначалу никаких проблем с советской властью у курдов не возникало. В июле 1923 года в составе Азербайджанской ССР на территории Нагорного Карабаха был создан Курдистанский уезд (Красный Курдистан) с административным центром в городе Лачин. Однако в 1930 году национальная политика большевиков резко изменилась, и курдскую автономию упразднили, национальные газеты закрыли, преподавание в школах на курдском языке прекратили. В 1937 году, в разгар Большого террора, постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР множество курдских семей насильственно переселили из Армении и Азербайджана в Киргизию. Сотрудники НКВД арестовали национального героя курдов-езидов Джангир-агу, во время Первой мировой войны перешедшего вместе со своим полком на сторону России. В заключении он пробыл пять лет и, по официальной версии, умер в 1943 году в Саратовской тюрьме.

В августе 1944 года депортации в Казахстан и Среднюю Азию подверглись курды, проживающие в пограничных районах Грузии. Они разделили печальную судьбу других «неблагонадежных» народов: крымских татар, греков, амшенцев, турок-месхетинцев, чеченцев, балкарцев и калмыков. После 1956 года, во время хрущевской оттепели, курдов реабилитировали и позволили им жить свободно. В годы перестройки курдская общественность попыталась добиться от советского руководства восстановления курдской национальной автономии в Закавказье. И хотя в октябре 1990 года постановлением Верховного Совета СССР была создана комиссия для решения проблемы советских курдов, ни к каким результатам ее деятельность так и не привела. Спустя год распался Советский Союз, что окончательно похоронило эту идею.

Сейчас в России живет, по официальным данным, более 60 тысяч курдов (возможно, на самом деле намного больше). Что касается езидов, считающих себя отдельным от остальных курдов народом, их в нашей стране тоже немало — не менее 40 тысяч. В Ярославле существует единственная в мире официально зарегистрированная религиозная организация езидов, которая сейчас планирует строительство собственного культурно-просветительского центра и храма. Недалеко от Ярославля, в Гаврилов-Ямском районе области, на территории бывшего пионерского лагеря «Солнечный» с 1996 года находится курдское поселение Gunde Kurda, основанное сторонниками Рабочей партии Курдистана (РПК), воюющей с турецкими властями. Здесь находятся могилы Ахмета Йылдырыма и Рамзи Аккуша — активистов РПК, убивших себя 17 ноября 1998 года возле здания Госдумы России в знак протеста против высылки из нашей страны лидера турецких курдов Абдуллы Оджалана.

Андрей Мозжухин

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Зарегистрируйтесь или войдите для ответа

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе, чтобы оставить сообщение

Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе. Это легко!

Создать новый аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Входите.

Войти

  • Смотрите так же:

    • Dmitrij
      Обостряя торговую войну с Китаем, Трамп наносит экономике США тяжёлые раны, от которых Америке будет тяжело оправиться и которые могут довести эту страну до новой Великой депрессии, пишет The National Interest. По мнению журнала, как и в 1929 году, 90 лет спустя США склонны делать ставку на токсичную смесь из национализма и пошлин, которая нанесла сильный удар по американским фермерам.
      Есть старая поговорка, что вóйны легче начинать, чем заканчивать — и президент США Дональд Трамп вполне может испытать действие этого постулата на собственном опыте. Пообещав поднять пошлины на китайские товары на $300 млрд, он ещё больше обострил конфликт с Пекином. Китай же ответил на это заявление тем, что дал курсу юаня опуститься, а также приказал компаниям, занимающимся госзакупками, остановить импорт американской сельхозпродукции. В результате глава Минфина США Стивен Мнучин назвал Китай «валютным манипулятором» — что не соответствует действительности, пишет The National Interest.
      «Каким образом что-то из этого помогает делать Америку снова великой?» — задаётся вопросом журнал.Послушать Трампа, так он может поднатужиться и снести Великую стену китайского сопротивления американскому импорту. «Однако вместо того, чтобы завоевать господство, обострив обстановку, Трамп сам себе наносит экономические раны, от которых оправиться будет нелегко. Его зависимость от мушкетона c пошлинами может поставить под удар всю экономику», — считает издание. 
      И в самом деле, «близорукие импульсы Трампа» могут превратить Китай из просто стратегического соперника в недвусмысленного врага. «Однако спустя несколько десятилетий после окончания первой холодной войны, вторая Америке не нужна. Совсем напротив. Экономический конфликт с Пекином — и это не говоря уже о конфликте военном — несовместим с истинными национальными интересами США», — подчёркивает The National Interest. 
      США уже были в подобном положении. Опасные последствия, вызванные ядовитой смесью из национализма и пошлин, — это центральный урок 1930-х годов, и его вряд ли стоит повторять. После биржевого краха в октябре 1929 года рост тарифов, который должен был помочь американским фермерам, только усугубил общее положение. Вскоре США пошли на ряд мер в стиле «разори соседа», в частности, попытавшись девальвировать валюту по всему миру. 
      Трамп опережает своих предшественников лишь в одном: пошлины он вводит в условиях процветающей американской экономики. Вместе с тем действия Трампа, судя по всему, основываются исключительно на примитивной вере в то, что он может мутузить союзников и противников США тарифами, до тех пор пока те не покорятся. Кроме того, он, очевидно, отказался от мысли, что ему необходимо советоваться с кем-то ещё из своих советников помимо Питера Наварро — меркантилиста и автора эксцентричного трактата под названием «Смерть от Китая: лицом к лицу с драконом. Глобальный призыв к действию». 
      Наварро считает торговлю с Китаем игрой, где может быть только один победитель, и пишет о Пекине в теологическом ключе, повествуя о его «семи смертных грехах». «Если кто и может завести нас в новую мировую депрессию… так это Наварро», — подчёркивает The National Interest. 
      Идея, которая, судя по всему, лежит в основе стратегии Трампа, заключается в том, что Америка якобы может безнаказанно действовать по всему миру. Однако результаты такой политики в лучшем случае скудны. Трампу не удалось заставить конгресс одобрить новую торговую сделку с Канадой и Мексикой. Кроме того, он выступает с угрозами касательно торговых отношений с Японией и Европой. 
      Но что важнее всего, Трамп завяз в противостоянии с Китаем, который, потирая руки от удовольствия, наблюдает за тем, как американский президент наносит удар за ударом по американской экономике и, в частности по американским фермерам, значительная часть которых составляет его политическую базу. 
      С учётом капризной американской политики Пекин вполне может решить на постоянной основе начать импортировать сельхозпродукты из других стран, например, из России, где Китай уже повысил уровни закупок пшеницы и соевых бобов. «Трамп рассчитывал на то, что Китай не захочет идти на замедление темпов экономического роста, однако он недооценил национальную гордость этой страны. Китай, который по-прежнему прекрасно помнит, как в XIX веке его травили имперские державы, вряд ли начнёт просить пощады», — уверен The National Interest.
       
      источник

    • Drew
      Журналисты телеканалов НТВ и "Звезда" ранены в Сирии, их жизни вне опасности, также при взрыве фугаса пострадали пятеро военнослужащих, сообщила в понедельник пресс-служба Минобороны.

      "Шестого ноября во время работы представителей российских СМИ в одном из жилых кварталов города Дейр-эз-Зор (Сирия) произошел подрыв управляемого фугаса террористов. В результате взрыва пострадали четверо российских журналистов: Илья Ушенин (НТВ), Тимур Воронов (НТВ), Константин Худолеев (Звезда) и Дмитрий Стародубский (Звезда), а также пятеро военнослужащих российского Международного противоминного центра, осуществлявших разминирование местности", — говорится в сообщении.

      Сообщается, что все пострадавшие оперативно эвакуированы на российскую авиабазу "Хмеймим", где им оказана необходимая медицинская помощь. Их жизни ничего не угрожает.

    • Drew
      H.A.T - Курдский спецназ особого назначения. Рожава, Курдистан



    • Море
      По вчерашнему десанту в Сирии, состав, до 100 чел спецназа США и 1000 СДФ, я так понимаю курды в основном.


      Видно не очень и если не знаешь не определишь, что за знак.... Но мне кажется опять YPG прицепили.
    • Drew
      Интересное видео боевых действий вгтрк
  • Тему читают:   0 пользователей

    Никто из зарегистрированных пользователей не просматривает эту страницу.

×